Как риэлтору работать с застройщиками, способы выхода на девелоперов, правила сотрудничества на первичном рынке, особенности формирования размера комиссионных, плюсы и минусы.
Риелтор может получать комиссию не только при работе на вторичном рынке недвижимости и занимаясь арендой жилья. Есть еще один довольно интересный сегмент — первичный рынок. Интерес, конечно, кроется в вознаграждении.
Узнайте, насколько трудно и выгодно работать риэлтором
Как работают риэлторы с застройщиками
Эффективное сотрудничество маклеров и девелоперов основано на:
- взаимной договоренности о единой цене объекта недвижимости;
- порядок брони на покупаемую квартиру;
- оперативный объмен поступающей информацией с той и другой стороны;
- использование базы покупателей агентства на ранней стадии строительства.
Мы разберем причины, по которым застройщику выгодно сотрудничать с риелторами, а вы примените их для самостоятельного отбора девелоперов и при общении с ними, чтобы наладить тесное взаимодействие.
Из практики: как риэлтору предлагать новостройки
Когда застройщик открыт к сотрудничеству с риэлтором:
- в моменты, когда девелоперу экономически выгодно не раздувать свой штат сотрудников, а воспользоваться опытными в продажах недвижимости маклерскими компаниями. Конечно, основа такого решения экономическая составляющая, которая равна примерно 1-2%, которыми согласен поделиться застройщик. Однако, это не конечная цифра, размер комиссии риэлтора может повышаться, компенсируясь небольшим поднятием цены за квадратный метр жилья.
- Вторая причина, которая способствует взаимодействию — профессионализм посредника, а точнее его навыки по маркетингу, рекламе и ведению переговоров с потенциальными покупателями. Т.е. девелоперу нет необходимости ломать голову в поисках квалифицированных кадров или самому их обучать. Риелторские компании предоставляют своих опытных сотрудников, что с лихвой перекрывает потребности.
- Маклеры так или иначе формируют мнения на рынке, как его участники. Поэтому застройщики, которые не сотрудничают с маклерами могут получить отрицательные отзывы от посредников только потому, что риелтор никогда не поведет покупателя на объект, с которого он не получает комиссию. Более того, выявит риски покупки на таком объекте и расскажет о них покупателю, плюс добавит от себя нелестный отзыв. Девелоперы знают об этом, что заставляет их принимать нужные для маклеров решения.
Из опыта: как риэлтору повысить цену квартиры
На чем риэлторы теряют клиентов при работе с девелоперами? На входящих звонках от потенциальных покупателей:
- вялотекущая беседа, без «огонька», т.е. без интереса к клиенту, хотя каждый доведенный до сделки покупатель это от 100 тыс рублей комиссии;
- не отработанные навыки выявления потребностей клиента, отсюда неумение помочь ему;
- отсутствие навыков делового общения и ведения переговоров для назначения встреч и показов.
Плюсы и минусы взаимодействия риэлтора и застройщика
Из минусов:
Девелопер, гонясь за скоростью реализации объектов может работать с несколькими агентствами недвижимости. И хотя квартиры распределяются строго между маклерскими компаниями, возникает конкуренция. А так же при распределении объектов для продажи могут достаться менее ликвидные к продаже квартиры (на первых или последних этажах, на теневой стороне или выходящие на автострады и т.д.).
«Любовь» застройщика к агентам довольно скоротечна. Больше всего в посредниках девелопер нуждается на стадии «котлована», когда критически необходимо собрать средства для продолжения строительства на деньги дольщиков. Здесь как раз кстати приходится клиентская база риэлторской компании. Однако, по мере возведения объекта, когда уже можно показать покупателю почти готовые к заселению квартиры, нужда в маклерах постепенно сходит на нет и застройщик старается своими силами реализовать недопроданные объекты.
Застройщики по праву считают себя обделенными, когда рекламируя продаваемые квартиры в новостройке агент не указывает бренд застройщика, название проекта и т.д. Вам полезно это знать, для работы с возражениями девелопера перед началом сотрудничества.
Хитрые застройщики зачастую выделяют риэлторам квартиры с низкой ликвидностью, которые не так-то просто продать. Это приводит к тому, что специалисты тратят время впустую, нагоняя покупателей на жилой комплекс в надежде получить комиссию, а покупатели выбирают квартиры, которые реализует застройщик напрямую. В итоге маклер остается без заработка.
Гибкость в ценовой политике — конек застройщика и риелтор не может им обладать, потому что получает четкий прайс на реализацию жилья, поэтому не может торговаться, что опять же уменьшает количество сделок через посредников. Агентства все же находят способы предложить свои бонусы в виде пониженной ставки по ипотеке от банка-партнера и выгодные пакеты от страховых компаний и т.д.
Как риэлтору работать с новостройками
В нынешних реалиях риелтор, работая с новостройками по схеме 90-х годов значительно снижает вероятность успешного сотрудничества с застройщиками и на то есть веские причины.
Риэлтор, предлагая застройщику схему продаж, применяемую на вторичном рынке становится невыгодным лишним звеном для девелопера.
О чем речь? О применяемых схемах на вторичке:
- 3% от стоимости продаж;
- надбавленная стоимость (повышение цены квартиры на размер комиссии посредника;
Но и это еще не все. Застройщик имеет мало желания работать с риэлтором, потому что помимо выплаты комиссии за каждый проданный объект ему приходится выполнять основные бизнес-процессы за свой счет. В них входит:
- реклама жилого комплекса, продвижение, маркетинг;
- постпродажные мероприятия;
- регистрации перехода права;
- сверки, подписание актов приема-передачи.
Что делает риэлтор для застройщика:
- презентация и показы реализуемых квартир;
- предоставление базы покупателей (объем зависит от размера агентства);
- согласование условия оформления документов.
К тому же покупатели квартир в новостройках прекрасно осведомлены, что посредник, работающий на застройщика не будет соблюдать их интересы, т.к. для посредника комиссия стоит на первом месте, интересы покупателя на втором.
Логично представить, что вариант решения для маклера есть и в этом случае!
Как правильно риэлтору работать с новостройками:
- перестать работать по старым и невыгодным для девелопера схемам;
- досконально изучить не только ФЗ-214 о долевом строительстве, но и сопутствующую правовую базу и уметь применять ее;
- изучить то, что досконально знает сам застройщик — схемы, этапы и механизмы строительства и рынка застройщиков.
До сих пор работающей схемой остается работа от покупателя, т.е. по подбору квартиры. И только в том случае, если вы добьетесь лучших условия для своего клиента при покупке квартиры в новостройке:
- ликвидная квартира;
- выгодная цена со скидкой от застройщика;
- невысокий ипотечный процент;
- оптимизируете дополнительные расходы (сэкономите деньги, из которых и получите гонорар);
- обеспечите при этом минимальные риски потери жилья;
- повысите комфортность процесса, снизив нервотрепку при покупке и оформлении.
Т.е. заказчик услуги подбора получит выгоду (сэкономит) и поделится с вами — только так.
Как риэлтору выйти на застройщика
Девелоперы не так открыты к сотрудничеству, как хочется, т.к. искренне уверенны, что их отдел продаж (часто состоящий из одного-двух менеджеров) вполне справится с реализацией построенного жилья самостоятельно.
Этому глубокому убеждению способствует сохраняющийся дефицит жилья на рынке недвижимости страны и успешное взаимодействие застройщиков с кредитными организациями в плоскости ипотечного кредитования.
Агенту проще выйти на застройщика, который испытывает сложности в реализации объектов. Давайте перечислим признаки таких организаций списком.
С кем из девелоперов сотрудничать риэлтору
- небольшой отдел продаж, 1-2 сотрудника и большое количество построенных, либо находящихся на стадии сдачи жилых комплексов;
- девелоперы, готовые идти на сотрудничество с посредниками ради увеличения оборота по продаже первичного жилья;
- условия кризиса, когда предложение превышает спрос на всем рынке недвижимости страны и это лучшее время для знакомства и создания крепких отношений с пролонгацией на период, когда кризис минует;
- когда возникает конкуренция между застройщиками по реализации квартир в жилых комплексах, возведенных в одном районе в большом количестве;
- застройщик без негативной истории по сдаче объектов строительства и без обманутых дольщиков;
небольшая закредитованность; - не всегда там, где больше комиссия от застройщика, есть выгодный вариант для вашего покупателя, но это уже на откуп совести посредника.
С кем из застройщиков риэлтору лучше не сотрудничать:
- девелопер, имеющий большой штат сотрудников и свой маркетинговый отдел;
- маленькие строительные организации, занимающиеся «штучным» строительством;
- застройщики с «подмоченной» репутацией.
Как частному риэлтору сотрудничать с застройщиком
Частный риелтор не обладает той базой покупателей и рекламными возможностями, которые имеются у агентства недвижимости, поэтому застройщик не заинтересован с сотрудничестве с частными маклерами. Однако, есть и исключения.
ИП риэлтору можно сотрудничать с теми застройщиками, с которыми не работают крупные или средние агентства недвижимости. А так же работать по схеме подбора квартиры (подробно описал ее выше).
С какими застройщиками сотрудничать частному специалисту по недвижимости:
- мелкие и средние застройщики, которые только вышли на рынок;
- о которых покупатели не знают ничего;
- девелоперов, которые не имеют еще никакой репутации;
- строящих небольшое количество объектов;
- которые понимают в строительстве, но не маркетинге, поиске клиентов, коммуникациях;
- не тратят на рекламу бренда, жилого комплекса большие бюджеты;
- с крупными застройщиками, если с покупателем заключен договор подбора.
Схема работы точно такая же, как и при работе агентства с крупными застройщиками, однако есть сложности.
Частному маклеру придется самостоятельно:
- изучить все необходимые для успешной продажи объекта документы застройщика;
- разработать маркетинговый план продаж;
- разработать способы и методы общения с потенциальными покупателями с целью разъяснить, убедить и уговорить купить реализуемое жилье;
- разработать схему рекламы, чтобы не тратить на нее большое количество денег, иначе полученная комиссия просто не покроет расходы;
- продумать систему лояльности для покупателя (рассрочки, ипотека с пониженной ставкой и тд.);
- выявить неоспоримые преимущества продаваемого жилья.
Основа для работы с клиентом (покупателем) остается прежней:
- выявление потребностей;
- поиск подходящего объекта;
- снижение рисков;
- экономия денежных средств.
Если услуга частным риэлтором оказана качественно, он получает не только гонорар, но и рекомендации.